Составлено бюро технической информации ОРГРЭС
Авторы: инженеры Б. И. Иофьев и Н. Ф. Шибенко
Редактор: инженер М. М. Мирумян
Издательство: М.-Л.: Энергия, 1965
В настоящей инструкции описаны способы проверки выпускаемых отечественной промышленностью реле типов ДЗТ-1, ДЗТ-3, ДЗТ-3/2 и ДЗТ-4 с магнитным торможением, используемых для дифференциальной защиты трансформаторов и автотрансформаторов. Инструкция может быть частично использована при проверке реле с магнитным торможением других типов.
Реле серии ДЗТ с магнитным торможением применяются в дифференциальных защитах трансформаторов и автотрансформаторов в тех случаях, когда отстройка от токов небаланса при внешних коротких замыканиях приводит к недопустимому загрублению дифференциальной защиты, если ее выполнить с реле серии РНТ.
Применение реле, ток срабатывания которого зависит от величины тока, протекающего во вторичных цепях дифференциальной защиты, как правило, позволяет обеспечить достаточную чувствительность защиты при коротком замыкании в зоне ее действия не только в нормальном, но и в минимальном режимах работы трансформатора (автотрансформатора). Это достигается тем, что при больших токах коротких замыканий ток срабатывания защиты за счёт торможения автоматически увеличивается, чем устраняется возможность действия защиты от возросших токов небаланса, если повреждение произошло вне зоны действия защиты. При повреждении в зоне действия защиты чувствительность защиты вследствие торможения несколько снижается.
Степень отстройки защиты от токов небаланса при внешних коротких замыканиях и чувствительность защиты при повреждениях в зоне определяются выбранной при расчете уставок зависимостью тока срабатывания от тока торможения реле, т. е. так называемой тормозной характеристикой реле.
Реле с торможением серии ДЗТ подобно реле без торможения серии РНТ осуществляет магнитное сравнение токов в плечах дифференциальной защиты, их выравнивание путем включения определяемого расчетом соответствующего числа витков рабочих обмоток и отстройку от бросков токов намагничивания трансформатора путем включения исполнительного реле через промежуточные насыщающиеся трансформаторы.
Отличительной особенностью реле ДЗТ является наличие тормозных обмоток, которые включаются на токи отдельных групп трансформаторов тока дифференциальной защиты и обусловливают зависимость тока срабатывания защиты от тока в ее плечах, т. е. торможение.
Реле серии ДЗТ различаются количеством цепей, по которым может осуществляться торможение, и параметрами обмоток. Применение того или иного типа реле этой серии определяется номинальными вторичными токами трансформаторов тока, от которых питается защита (5 или 1 А), типом защищаемого трансформатора (двухобмоточный, трехобмоточный и т. д.), схемой присоединения этого трансформатора к другим элементам энергосистемы, величиной токов коротких замыканий, проходящих через трансформатор, и т. п.
Рисунок 1. Упрощенная схема дифференциальной защиты трехобмоточного трансформатора с реле типа ДЗТ-3 (для одной фазы) и расположение обмоток на промежуточных насыщающихся трансформаторах (ответвления на обмотках не указаны).
Ɯд – дифференциальная рабочая обмотка; Ɯур – уравнительная рабочая обмотка; фактически из имеющихся трех обмоток показана одна; Ɯ21, Ɯ22, Ɯ23 – первая, вторая и третья вторичные обмотки; Ɯт1, Ɯт2, Ɯт3 – первая, вторая и третья тормозные обмотки; НТ1, НТ2, НТ3 – первый, второй и третий насыщающиеся трансформаторы; Т – исполнительное реле.
Реле серии ДЗТ состоит из двух основных элементов: промежуточных насыщающихся трансформаторов, на которых расположены рабочие, вторичные и тормозные обмотки, и исполнительного реле – электромагнитного реле максимального тока типа ЭТ-521, подключаемого к выводам вторичных обмоток, промежуточных насыщающихся трансформа торов.
Каждый промежуточный насыщающийся трансформатор состоит из наборного стального трехстержневого сердечника, средний стержень которого охватывается рабочими обмотками, а на крайних стержнях расположены вторичные и тормозные обмотки. В выпускаемых в настоящее время заводом реле устанавливается один, три или четыре промежуточных насыщающихся трансформатора (цифра, стоящая после обозначения серии реле, показывает число имеющихся в реле промежуточных насыщающихся трансформаторов). Рабочие обмотки являются общими для всех насыщающихся промежуточных трансформаторов, имеющихся в реле (охватывают средние стержни всех насыщающихся трансформаторов данного реле).
Каждый промежуточный трансформатор имеет по одной тормозной обмотке, которая подключается к соответствующему плечу защиты. Каждая тормозная обмотка состоит из двух частей с одинаковым числом витков, соединенных таким образом, чтобы создаваемый ими магнитный поток замыкался только по крайним стержням и, подмагничивая их, не попадал в средний стержень, охватываемый рабочей обмоткой.
Вторичные обмотки всех промежуточных насыщающихся трансформаторов соединяются между собой параллельно и подключаются к обмотке токового реле. Каждая вторичная обмотка состоит из двух частей с одинаковым числом витков, соединенных таким образом, чтобы наводимые в них рабочим потоком э. д. с. суммировались, а суммарная э. д. с. от магнитных потоков тормозных обмоток была равна нулю.
В качестве примера на рисунке 1 приведена упрощенная схема дифференциальной защиты трехобмоточного трансформатора с реле типа ДЗТ-3 (для одной фазы) и схематически показано размещение обмоток, на промежуточных насыщающихся трансформаторах реле типа ДЗТ-3.
На промежуточных насыщающихся трансформаторах реле типа ДЗТ-1, ДЗТ-3/2, ДЗТ-4 обмотки размещаются аналогично.
Для регулирования токов срабатывания защиты и степени торможения, а также для выравнивания вторичных токов от рабочих и тормозных обмоток сделаны ответвления. Переключение ответвлений осуществляется либо ввертыванием контактного винта в соответствующее гнездо, либо переключением перемычки в соответствующие зажимы на переключательных платах. Переключение витков одновременно на обеих тормозных обмотках осуществляется с помощью одного переключателя осуществляется так.
Для измерений тока в обмотке исполнительного левого правого реле и разделения цепей стержня рабочих и тормозных обмоток при проверке реле предусмотрены специальные перемычки между связанными с соответствующими обмотками выводами реле.
Рисунок 2. Схема переключения ответвлений тормозных обмоток реле серии ДЗТ.
а – с помощью одной перемычки; б – с помощью двух перемычек.
Реле типа ДЗТ-1 имеет рабочую обмотку, состоящую из одной дифференциальной и двух уравнительных обмоток, и тормозную обмотку.
Длительно допустимый ток рабочей и тормозных обмоток равен 10 А.
Мощность, потребляемая реле в режиме короткого замыкания вне зоны действия защиты при токе 5 А и полностью включенных витках тормозной и рабочей обмоток, не превышает 7 ВА (при отсутствии небаланса токов).
Реле типа ДЗТ-3 имеет рабочую обмотку, состоящую из дифференциальной и трех уравнительных обмоток, и три тормозные обмотки.
Длительно допустимый ток рабочих и тормозных обмоток равен 10 А.
Мощность, потребляемая реле в режиме короткого замыкания вне зоны действия защиты при токе 5 А и полностью включенных витках тормозной и рабочей обмоток, не превышает 10 ВА (при отсутствии небаланса токов).
Мощность, потребляемая реле в режиме короткого замыкания в зоне действия защиты при токе 5 А, не превышает 45 ВА.
Реле типа ДЗТ-4 имеет рабочую обмотку, состоящую из одной дифференциальной и трех уравнительных обмоток, и четыре тормозные обмотки.
Длительно допустимый ток рабочей и тормозных обмоток равен 10 А.
Мощность, потребляемая реле в режиме короткого замыкания вне зоны действия защиты при токе 5 А и полностью включенных витках тормозных и рабочей обмоток, не превышает 10 ВА (при отсутствии небаланса токов).
Мощность, потребляемая реле в режиме короткого замыкания в зоне действия защиты при токе 5 А, не превышает 45 ВА.
Реле типа ДЗТ-3/2 имеет три тормозные и три рабочие обмотки и предназначается для тех случаев, когда номинальный вторичный ток двух групп трансформаторов тока равен 1 А, а третьей труппы – 5 А.
Рабочие и тормозные обмотки в нормальном режиме длительно выдерживают ток:
а) первые обмотки (выводы 1 – 7): все витки тормозной и рабочих обмоток – 1,2 А, рабочей обмотки – 0,7 А;
б) вторые обмотки (выводы 3 – 9): все витки тормозной и рабочих обмоток – 3,5 А, рабочей обмотки – 1,2 А;
в) третьи обмотки (выводы 5 – 11): все витки тормозной и рабочих обмоток – 12 А.
Потребляемая мощность в режиме короткого замыкания вне зоны действия защиты при полностью включенных витках рабочей я тормозной обмоток не превышает (при отсутствии небаланса токов):
а) в первой рабочей и тормозной обмотках при токе 0,35 А – 3 ВА;
б) во второй рабочей и тормозной обмотках при токе 0,6 А – 3 ВА;
в) в третьей рабочей и тормозной обмотках при токе 3,5 А – 6,5 ВА.
Потребляемая мощность при повреждении в зоне действия защиты и пятикратном токе от тока срабатывания на минимальной уставке не превышает 140 ВА для цепи каждой рабочей и соответствующей тормозной обмоток.
Рисунок 3. Схема электрических соединений реле типа ДЗТ-1 и схема его включения (в цепи дифференциальной защиты трансформатора (для одной фазы).
Ɯд – дифференциальная рабочая обмотка; Ɯур1, Ɯур2 – первая и вторая уравнительные обмотки; Ɯ2 –вторичная обмотка; Ɯт – тормозная обмотка; Т – исполнительное реле.
Принцип действия реле с торможением проще всего показать на примере реле типа ДЗТ-1 (рисунок 3), имеющего один промежуточный насыщающийся трансформатор с одной тормозной, одной дифференциальной и двумя уравнительными обмотками (две уравнительные обмотки позволяют использовать реле для защиты трехобмоточных трансформаторов).
При протекании тока в рабочей обмотке промежуточного насыщающегося трансформатора в среднем стержне (рисунок 4) создается рабочий магнитный поток Фраб. Этот магнитный поток разветвляется и, замыкаясь в крайних стержнях, наводит во вторичных обмотках электродвижущие силы.
Вторичные обмотки соединены так, что наводимые рабочим магнитным потоком в обмотках левого и правого стержней э. д. с. суммируются. Под влиянием суммы э. д. с. создается ток в катушке исполнительного реле Т.
Рисунок 4. Принципиальная схема промежуточного насыщающегося трансформатора реле типа ДЗТ-1.
Фраб – магнитный поток, создаваемый рабочей обмоткой; Фт – магнитный поток, создаваемый тормозными
обмотками Ɯт; Ɯр – рабочая обмотка; Ɯ2 – вторичные обмотки.
При протекании тока в тормозной обмотке создается тормозной магнитный поток Фт. Как указывалось выше, тормозные обмотки соединены так, что создаваемый ими магнитный поток замыкается по крайним стержням и не попадает в средний. Наводимые тормозным потоком во вторичных обмотках э. д. с. направлены навстречу друг другу и взаимно уничтожаются, поэтому под влиянием тормозного магнитного потока э. д. с. на выходе вторичной обмотки не появляется, а значит, и ток в реле Т не возникает. Тормозной магнитный поток только подмагничивает крайние стержни магнитопровода, насыщает их и тем самым влияет на величину тока во вторичной обмотке промежуточного трансформатора.
Содержание
Глава первая
Общие сведения о реле серии ДЗТ с магнитным торможением
1. Назначение и область применения реле
2. Устройство реле
3. Принцип действия
Глава вторая
Наладка и проверка реле
4. Общие указания
5. Внешний осмотр и проверка механической части
6. Проверка изоляции
7. Настройка исполнительного реле
8. Проверка отсутствия взаимной индукции между тормозными и вторичными обмотками промежуточных трансформаторов
9. Настройка токов срабатывания реле при питании исполнительного реле от промежуточных трансформаторов
10. Проверка коэффициентов надежности
11. Проверка тормозных характеристик
12. Проверка потребления реле
13. Определение времени срабатывания защиты
14. Дополнительные проверки
15. Проверка реле током нагрузки в полной схеме защиты
Приложение 1. Технические данные реле серии ДЗТ
Приложение 2. Рекомендуемый объем работ по проверке реле серии ДЗТ
Приложение 3. Протокол
Приложение 4. Устройства и приборы, необходимые при проверке реле
Литература