1 | 2 | 3 |
Краткая история Федерального государственного унитарного предприятия Всероссийского научно-исследовательского института автоматики им. Н.Л. Духова
Годом основания предприятия считается 1954-й, оно было создано на основе Государственного союзного (опытного) завода №25 Министерства авиационной промышленности, который вошел как филиал №1 в состав КБ-11 (создано в 1946 году для разработки первой атомной бомбы СССР). Ранее, до вхождения в состав КБ-11 опытного завода №25, КБ-11 уже размещало заказы по ядерному оружию на заводе, он выпускал для КБ-11 быстродействующие реле.
Примерно до середины 1946 года на опытном заводе №25 создавались реле и контактов типа К, КД, КРЛ и др.
На начало 1954 года на опытном заводе №25 помимо других приборов авиационной автоматики также производились низковольтные и высоковольтные реле типа РЛ-29, РЛ-5К, КРЛ-21М, РЛ-5КМ и другие реле, в том числе быстродействующее реле взрывного типа БДР-5 для КБ-11.
Следует отметить, что в конце 60-х – начале 70-х годов выдвигались предложения не проводить на предприятии дальнейшие разработки и производство реле, а выдавать технические задания на разработку таких приборов ведущей головной союзной организации по разработке коммутационных приборов Ленинградскому научно-производственному объединению «Красная заря», с 1974 года – Научно–исследовательский институт коммутационной техники НПО «Северная заря».
Однако эта организация, имея большие достижения в развитии отечественного «релестроения», в том числе для нужд оборонной техники, не взялась за разработку таких приборов, которые должны были выдерживать значительно более высокие внешние механические воздействия (особенно линейные ускорения и ударные перегрузки), чем принятые для большинства видов вооружения и военной техники.
Во ВНИИА было найдено исключительно удачное конструктивное решение многоконтактного прибора с уравновешенной системой подвижных составных частей, позволившее резко повысить его устойчивость к механическим воздействиям независимо от направления ускорений. Приборы этого типа имели существенно меньшие габаритно-массовые характеристики, по сравнению с выпускаемыми промышленностью. Они выдержали жесткую конкуренцию и внутри отрасли благодаря тому, что была создана прогрессивная базовая конструкция. Принцип построения приборов этого класса используется до настоящего времени уже в нескольких поколениях ядерных боеприпасов (ЯБП).
За период с 1954 по 1964 год на предприятии разработано более десяти типов реле. Среди них электромагнитные реле РУ-206 (1960 год), РУ-214 (1963 год), ТРЛ3 (1963 год), ТРЛ25 (1965 год).
Таким образом, с 1954 по 1956 гг. предприятие называлось филиал №1 КБ-11.
С 1956 филиал №1 КБ-11 выделили из состава КБ-11 и на базе существующих лабораторий, конструкторских отделов (ОКБ) и опытного завода №25 организовали самостоятельное конструкторское бюро с названием КБ-25 Министерства среднего машиностроения. Под таким названием предприятие просуществовало до 1966 года.
С 1966 по 1969 гг. предприятие называлось завод «Авиаприбор».
С 1969 по 1986 гг. предприятие называлось НИИ авиационной автоматики.
С 1986 по 1992 гг. предприятие переименовали во Всесоюзный научно-исследовательский институт автоматики им. Н.Л. Духова.
С 1992 года по настоящее время предприятие именуется Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики им. Н.Л. Духова». Предприятие входит в корпорацию «Росатом»
Адрес предприятия: 127055, Россия, г. Москва, Сущевская ул., д. 22
Источник: http://www.vniia.ru/ и книга В начале большого пути. К юбилею Всероссийского НИИ автоматики им. Н.Л.Духова / Под общей редакцией д.э.н. С.Ю.Лопарева, д.т.н., проф. Г.А.Смирнова, д.т.н., проф. Ю.Н.Бармакова – М.: Издательский дом «Кодекс», 2014 г (18 мБ.)
Реле представленные в музее: ТРЛ-25, ТЭВ-25, ТРЛ210-1
Имеющиеся сведения по годам использования логотипа (товарного знака) | |
---|---|
Логотип | Тип реле и дата производства указанная на корпусе |
Встречается в 1966 г на других приборах | |
Встречается 1967 - 1977 гг на других приборах. ТРЛ210-1 (1980-1985), ТРЛ-25 (1965), ТЭВ-25 (1965) |
|