Обзор Японской стереофонической кассетной деки AIWA FX-90, 1984 год
Так как аудиотехника не является моей профильной темой (я её не коллекционирую), многим этот обзор может показаться не совсем полноценным. Подробно описывать я не буду, а в краткой форме изложу некоторые функции стереофонической кассетной деки AIWA FX-90, точная модель AIWA FX-90Н, которую я недавно приобрел.
Достался мне магнитофон-приставка в очень хорошем косметическом состоянии, внутри тоже без особых вмешательств. По словам продавца (Михаил Павлов «История звука», Колпино), перед продажей было произведено техническое обслуживание деки, а в ЛПМ заменен пассик.
Кассетные деки FX-90 из недорогих, модельный ряд 1984 года, производились Японской фирмой AIWA. Деки выпускались разных модификаций (H, HB, U, UB, E, EB, K, KB, G, Z, C). Основное различие модификаций между собой заключается в напряжении питания устройства, для разных рынков (Азия, Европа) делали разные модификации, смотрите технические характеристики AIWA FX-90, которые даны чуть ниже.
Я не знаю, сколько лет выпускались кассетные деки FX-90, но мой экземпляр (серийный номер 41015399), судя по деталям один из ранних, он был выпущен в 1984 году.
Магнитофон-приставка FX-90 является составным элементом нескольких комбинированных устройств (музыкальных центров) Aiwa V-900 темного исполнения, Aiwa V-900L светлого исполнения и Aiwa V-1100. Кроме кассетной деки в состав музыкальных центров V-900 (V-900L) и V-1100 входили:
- Проигрыватель пластинок LX-110 (LX-50 для V-900L);
- AM/FM стереофонический тюнер ТХ-110;
- Интегрированный стерео усилитель (2 х 45 Вт) и 7-полосный графический эквалайзер MX-90 (для V-900 и V-900L);
- Усилитель мощности BX-110 (2 х 85 Вт) (для V-1100);
- Стереофонический предусилитель GX-110 с 7-полосным эквалайзером (для V-1100);
- Стерео колонки SX-9 (2 х 45 Вт, 8 Ом) для V-900 и V-900L;
- Стерео колонки SX-12 (2 х 100 Вт, 8 Ом) для V-1100;
- Общий корпус RK-X9 (для V-900 и V-900L);
- Общий корпус RK-X11 (для V-1100).
Во многих составных музыкальных центрах питание отдельных его элементов осуществляется через усилитель (он выполняет роль тройника), все подключаемые к усилителю элементы имеют короткие сетевые провода со специальной вилкой на конце. Сам усилитель имеет полноценный шнур со стандартной вилкой на конце для подключения к электрической сети.
Чтобы элементы музыкального центра могли работать раздельно, люди, умеющие держать в руках паяльник с отверткой выпаивали из блоков короткие хвостики и припаивали стандартные сетевые провода, в моем экземпляре AIWA FX-90 именно так и сделано (смотрите фотографии, провод явно неродной).
Кассетная дека AIWA FX-90 имеет электронно-логическое управление, светодиодный индикатор уровня сигнала воспроизведения или записи (по 7 светодиодов на канал), электронный счетчик магнитной ленты, систему шумоподавления Dolby C (B) Noise Reduction, режим автоматической остановки перемотки кассеты по нулевому значению счетчика магнитной ленты, 3 режима проигрывания кассеты: по кругу (полный реверс), первая сторона + вторая сторона (частичный реверс), только одна из сторон (без реверса).
Также в магнитофоне-приставке FX-90 есть функция «Таймер» (переключатель «TIMER»), которая обеспечивает перевод деки в режим воспроизведения (переключатель в положение «PLAY») или записи (переключатель в положении «REC») при подаче напряжения питания от внешнего таймера. Если переключатель установить в положение «OFF», дека работает в обычном режиме.
Как и во многих деках, в деке AIWA FX-90 есть функция «Music sensor (MS) program», это функция поиска записи по паузам между ними. В деке AIWA FX-90 можно задать от 1 до 9-ти пауз, и дека отсчитав нужное (выставленное) количество пауз, включит воспроизведение. Как я понимаю, для работы этой функции паузы между произведениями должны быть достаточно продолжительными.
Еще одна функция «Blank skip mechanism» автоматический пропуск пустых мест. Когда эта функция включена, электроника автоматически контролирует длительные паузы в записи (более 12 секунд), и если такая продолжительная пауза на магнитной ленте обнаруживается, то дека пытается эту паузу промотать.
Как видно из опубликованных ниже технических характеристик, в деке очень много микросхем. Большинство микросхем Японских фирм Toshiba, NEC, Mitsubishi, Hitachi микросхем Aiwa только одна (LC6502B-639), но зато сама большая (42 вывода), она отвечает за управление логикой работы лентопротяжного механизма. Также в деке AIWA FX-90 есть одно реле, куда же без реле, реле типа FBR-244 Японской фирмы Fujitsu, реле электромагнитное и имеет два переключающих контакта, отвечает за переключение универсальной головки либо на запись, либо на воспроизведение.
Кассетная дека AIWA FX-90 снабжена двумя головками: одна универсальная - для записи и воспроизведения типа DX (хард-пермаллой), вторая головка - стирающая. Обе головки размещены на поворотном механизме, при помощи которого осуществляется автореверс.
Лентопротяжный механизм (ЛПМ) в своем составе кроме механических деталей (пружин, шестеренок, пассика) имеет два электрических микродвигателя, четыре соленоида и множество вспомогательных контактов.
На передней панели магнитофона-приставки AIWA FX-90 есть ползунковый регулятор уровня записи и регулятор точной регулировки тока подмагничивания «BIAS FINE», а также таблица, по которой подбирается оптимальное положение регулятора «BIAS FINE» в зависимости от типа применяемой для записи пленки.
Основные технические характеристики деки AIWA FX-90 (из руководства пользователя [2]):
Тип (Type): стереофоническая кассетная дека.
Track format (Разметка дорожек): 4 дорожки, 2 канала.
Circuitry (Электрическая схема): 22 - интегральных микросхемы, 37 - транзисторов, 45 - диодов, 37 – светодиодов.
Power supply (Источник питания): FX-90U (120 В, 50 Гц), FX-90G, K, KB (240 В, 50/60 Гц), FX-90E, Z (220 В, 50/60 Гц), FX-90H, HB (переключатель 120 В/220 В/ 240 В, 50/60 Гц).
Power consumption (Потребляемая мощность): 15 Вт.
Frequency response (Частотные характеристики): для пленки IV типа Metal (металлически порошок) 20 – 18000 Гц, для пленки II типа CrO2 (диоксид хрома) 20 – 17000 Гц, для пленки I типа Normal (гамма-оксид железа-(III)) 20 – 16000 Гц.
Signal-to-noise ratio (Отношение сигнал-шум): 73 дБ (для пленки IV типа (металл) и включенной системой шумоподавления Dolby C Noise Reduction).
Wow and flutter (Коэффициент детонации): 0.10 % в соответствии со стандартом DIN 45500, среднеквадратичное значение коэффициента детонации 0,038 %
Tape speed (Скорость проигрывания ленты): 4.8 см/с.
Rewing time (Время перемотки): 70 с (для кассеты C-60).
Fast forward time (Быстрая перемотка вперед): 70 с (для кассеты C-60).
Recording system (Система записи): частота подмагничивания 85000 Гц
Inputs (Входы): максимальная чувствительность линейного входа 50 мВ (входное сопротивление не более 50 кОм).
Outputs (Выходы): стандартный уровень выходного сигнала линейного выхода 280 мВ (допустимый импеданс нагрузки более 50 кОм).
Dimensions (Размеры): 330 х 107 х 230 мм (Ш х В х Д)
Weight (Вес): 3.7 кг