Сигнальное устройство типа ЭС-41
Назначение
Сигнальное устройство типа ЭС-41 представляет собой группу бесконтактных сигнальных реле (блинкеров) и предназначается для контроля работы схем релейной защиты и автоматики в цепях постоянного тока.
Разработчики и производитель: Чебоксарский электроаппаратный завод
В какие годы указательные устройства ЭС-41 начали и закончили производить – неизвестно. Судя по [2], в 1953 году их уже производили.
В соответствии с [6][7][8] сигнальное устройство ЭС-41 в 1962 году стоило 8 рублей 20 копеек, в 1968 году – ровно 6 рублей, а уже в 1972 году – 4 рубля 65 копеек, то есть можно сделать вывод, что изделие дешевело.
Аппаратура (техника), в которой применялось реле
Сигнальные устройства ЭС-41 установливались на панелях высокочастотной защиты воздушных линий электропередач ПДЭ-2003……..
Отдельно сигнальные реле встроены в блоки реле дистанционной защиты ДЗ-1 и ДЗ-2, электромеханические реле повторного включения РПВ-258……
Конструкция и принцип действия
Сигнальное устройство ЭС-41 имеет в своем составе четыре одинаковых бесконтактных сигнальных реле (блинкера), действующих независимо друг от друга.
Конструктивно устройство оформлено в прямоугольном корпусе, состоящем из цоколя и кожуха. Все элементы устройства кроме возвратного механизма смонтированы на цоколе.
Кожух устройства выполнен из черного карболита. В передней части кожух имеет два прямоугольных застекленных окошка, через которые видны смотровые отверстия блинкеров, по два в каждом окошке.
В нижней части кожуха имеется отверстие, сквозь которое проходит металлический стержень (кнопка), связанная с металлической планкой, при помощи которой осуществляется возврат указателей блинкеров в первоначальное положение.
Для возврата планки со стержнем в исходное положение в стрежне, в той его части, которая находится внутри корпуса, имеется отверстие, сквозь которое проходит прямая проволочная пружина, концы которой свободно лежат на выступах, имеющихся с внутренней стороны кожуха.
Цоколь сигнального устройства ЭС-41 также выполнен из черного карболита.
Для присоединения внешних и внутренних проводов в цоколе имеется восемь зажимов по четыре с каждой стороны. Зажимы представляют собой отрезки латунного шестигранника с внутренней резьбой.
Рисунок 1. Конструкция сигнального устройства ЭС-41:
1 – кожух; 2 – цоколь; 3 – шпилька с гайкой; 4 – кнопка возврата; 5 – сигнальные реле (блинкера); 6 – смотровые окошки на кожухе; 7 – смотровые отверстия сигнальных реле (блинкеров).
Внутренний монтаж в реле ЭС-41 выполнен жестким проводом. У катушек, содержащих токовую обмотку на небольшой ток, имеются выводные клеммы, к которым с внутренней стороны припаяны концы обмотки, а с наружной стороны припаяны концы соединительных проводов, обратные концы последних припаяны к кольцевым наконечникам, которые прикручиваются к зажимам на цоколе при помощи винтов.
Катушки с токовыми обмотками на большой ток, которые выполнены проводом большого диаметра, выводных клемм не имеют. Выводы таких обмоток оставляются достаточно длинными, на них для дополнительной изоляции одеваются черные кембрики, а концы выполняются в форме колец, которые облуживаются оловом и также прикручиваются к зажимам на цоколе при помощи винтов.
С правого торца на цоколе закреплён алюминиевый шильдик, на котором нанесена информация о номинальных токах каждого реле, товарный знак (логотип) предприятия-изготовителя, климатическое исполнение, месяц и год выпуска устройства.
К релейной панели цоколь крепится двумя винтами без снятия кожуха.
Для крепления кожуха на цоколе на последнем установлена шпилька, которая проходит сквозь отверстие в кожухе, и снаружи на неё накручивается гайка с накаткой. На выходящем наружу конце шпильки имеется отверстие для пломбировки устройства.
Для предотвращения попадания пыли внутрь устройства между цоколем и кожухом устанавливается резиновая прокладка.
Сигнальное устройство ЭС-41 выпускалось для переднего (при помощи винтов) или заднего (при помощи шпилек) присоединения проводов.
Рисунок 2. Схема внутренних соединений сигнального устройства ЭС-41
Магнитная система сигнального реле (блинкера) устройства ЭС-41 клапанного типа состоит из магнитопровода, сердечника, катушки с обмоткой и якоря.
Магнитопровод выполнен из металлической пластины Г-образной формы.
Сердечник представляет собой шпильку с неполной резьбой и круглой головкой с одного конца. Головка выполняет роль полюсного наконечника.
Сердечник (шпилька) одновременно является креплением собранного реле на цоколе. Выступающий конец шпильки каждого реле вставляется в одно из четырех отверстий и фиксируется с обратной стороны цоколя гайкой с подложенными гровер-шайбой и плоской шайбой.
Катушка реле выполнена из пластмассы и содержит одну токовую обмотку. Катушка одевается на сердечник (шпильку), после чего шпилька вкручивается в сквозное резьбовое отверстие магнитопровода. С одной стороны катушки имеются выступы, которые упираются в магнитопровод и не дают вращаться катушке на сердечнике.
Основным крепежным элементом сигнального реле (блинкера) является скоба, на ней размещены указатель срабатывания, якорь и его возвратная пружина. Скоба изготовлена из слабомагнитного материала и имеет Г-образную форму. На магнитопровод скоба крепится при помощи двух винтов и шайб.
Якорь реле представляет собой тонкую металлической фигурную пластину. С одного конца якоря отштампованные заодно с ним имеются два отростка, образующие ось вращения якоря и отросток, за который зацепляется один конец возвратной пружины. Второй конец возвратной пружины зацепляется за отросток на скобе, этим же отростком возможна (путем отгибания) регулировка натяжения возвратной пружины.
Ось вращения якоря вставляется в фигурное (т-образное) отверстие скобы и фиксируется в нем после смещения и закрепления скобы на магнитопроводе.
С другого конца якоря отштампованы три выступа, которые изогнуты под небольшим углом, при этом средний выступ, имеющий больший угол изгиба, является фиксатором указателя в исходном, то есть не сработанном состоянии.
Для предотвращения залипания якоря из-за остаточного намагничивания на нём в том месте, где он соприкасается с полюсным наконечником сердечника, имеется выпуклость. При притягивании якоря к сердечнику якорь упирается в сердечник выпуклостью, и между ними получается небольшой воздушный зазор.
Возврат якоря в исходное положение происходит за счет винтовой возвратной пружины.
Указатель срабатывания блинкера представляет собой штампованную пластину из слабомагнитного металла. С одного конца указатель имеет два выступа, фиксирующие его в нижнем (сработанном) положении, а также прямоугольное отверстие, в которое встает средний выступ якоря, фиксирующий указатель в исходном (не сработанном) состоянии.
С другого конца указатель имеет два длинных отростка, при помощи которых происходит возврат указателя после срабатывания в исходное (не сработанное) положение.
Указатель размещен на скобе и свободно перемещается по направляющим. Его движение ограничено выступами, упирающимися в направляющие (нижнее, сработанное положение), и загнутым отростком скобы (верхнее, не сработанное положение). С одной стороны, указатель окрашен в красный цвет и при срабатывании его окрашенная часть появляется в смотровом отверстии скобы. Также встречаются реле, у которых указатель не имеет окраски, а скоба и часть якоря, которая в несработанном состоянии реле видна в смотровом окошке скобы, окрашены в черный цвет.
Рисунок 3. Общий вид сигнального реле (блинкера) устройства ЭС-41:
1 – катушка с обмоткой; 2 – якорь; 3 – сердечник с полюсным наконечником; 4 – указатель; 5 – скоба; 6 – магнитопровод; 7 – винтовая возвратная пружина; 8 – кнопка возврата; 9 – возвратная планка; 10 – винты крепления скобы к магнитопроводу; 11 – стопорные выступы катушки.
Сигнальное реле (блинкер) устройства ЭС-41 работают следующим образом.
При появлении тока в обмотке катушки 1 реле его якорь 2 притягивается к сердечнику с полюсным наконечником 3, чем снимается упор с указателя 4, и последний под действием собственного веса опускается вниз, закрывая смотровое отверстие в скобе 5.
При обесточивании обмотки катушки 1 якорь 2 реле возвращается в исходное положение под действием винтовой возвратной пружины 7, а указатель 4 остается в нижнем положении. Возврат указателей всех блинкеров в исходное положение происходит без снятия кожуха при нажатии снизу рукой на стержень (кнопку) 8 возвратной планки 9.
Краткие технические характеристики
Входные параметры:
Номинальный ток – 0,01; 0,015, 0,025; 0,05; 0,075; 0,1; 0,15; 0,25; 0,5; 1 А постоянного тока
Выходные параметры:
-
Габариты: 84 х 130 х 80 мм (В х Ш х Д) для реле с передним присоединением проводников, 66 х 114 х 150 мм (В х Ш х Д) для реле с задним присоединением проводников
Вес: не более 0,5 кг.
Дополнительная информация (источники информации)
1. Сигнальное устройство типа ЭС-41. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, 1971 >> скачать
2. Каталог 3817. Сигнальное устройство ЭС-41. Промежуточное реле ЭП-1. Л.: Центральное бюро технической информации, 1953 (DjVu, 9,3 Мб) >> скачать
3. Инструкция по проверке промежуточных и указательных реле. М.: Энергия, 1969 >> скачать
4. СО 34.35.655-81. Методические указания по наладке и проверке промежуточных, указательных реле и реле импульсной сигнализации. М.: СПО Союзтехэнерго, 1981
5. СО 34.35.655-95. Методические указания по наладке и проверке промежуточных, указательных реле и реле импульсной сигнализации. М.: СПО ОРГРЭС, 1995
6. Справочник реле защиты и автоматики. Л.И. Какуевицкий, А.Ю. Крупицкий, А.Д. Саков. М.-Л.: ГЭИ, 1962
7. Справочник реле защиты и автоматики. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Л.И. Какуевицкий, А.Ю. Крупицкий, А.Д. Саков, Т.В. Смирнова. М.: Энергия, 1968
8. Справочник реле защиты и автоматики. Издание 3-е, переработанное и дополненное. Л.И. Какуевицкий, Т.В. Смирнова. М.: Энергия, 1972 >> скачать
9. Справочник по релейной защите. Коллектив авторов, под общей редакцией М.А. Берковича. М.-Л., Госэнергоиздат, 1963 >> скачать
10. Реле защиты. В.С. Алексеев, Г.П. Варганов, Б.И. Панфилов, Р.3. Розенблюм. М.: Энергия, 1976 >> скачать