ТО и УЭ на реле РЛ-5Р

Техническое описание и указания по эксплуатации и ремонту. Реле РЛ-5Р, 1955
Реле РЛ-5Р
Техническое описание и указания по эксплуатации и ремонту
Автор: Инженер И. В. Бикен
Министерство авиационной промышленности СССР
Издательство: М.: Оборонгиз, 1955




Электромагнитное включающее реле постоянного тока типа РЛ-5Р предназначено для использования в электрических схемах дистанционного автоматического управления, блокировки и сигнализации.

Рисунок 1. Реле РЛ-5Р

Рисунок 1. Реле РЛ-5Р

Реле РЛ-5Р является включающим электромагнитным реле клапанного типа с U-образным магнитопроводом и состоит из управляющего электромагнита, подключаемого к распорядительной цепи и контактной системы, подключаемой к исполнительной цепи реле.
Распорядительная цепь реле состоит из двух элементов:
1. Приемно-преобразовательного, каким является обмотка реле, в задачу которой входит принять импульс и преобразовать его;
2. Цепи управления, работающей под влиянием двух воздействий – рабочего, создаваемого обмоткой электромагнита, и противодействующего, создаваемого пружиной и весом якоря.
Осуществление основного процесса управления называется срабатыванием реле. Осуществление обратного процесса под влиянием возвратной пружины называется возвратом или отпусканием реле.
Цепь приемной системы, представленная катушкой, имеющей выводы 2 и 3, включается на напряжение. Вследствие самоиндукции обмотки ток после включения ее под напряжение достигает своего конечного значения не сразу, а будет увеличиваться постепенно.
Так протекал бы процесс включения реле, если бы индуктивность обмотки реле оставалась постоянной. Однако в процессе срабатывания индуктивность увеличивается за счет роста магнитного потока при уменьшении магнитного сопротивления воздушного промежутка, который по мере срабатывания реле уменьшается пропорционально ходу якоря и при притянутом положении якоря практически почти уничтожается. В связи с этим нарастание и спад тока в обмотке реле будут происходить несколько сложнее.

Рисунок 2. Принципиальная электрическая схема реле РЛ-5Р

Рисунок 2. Принципиальная электрическая схема реле РЛ-5Р

Промежуток времени от момента включения обмотки до момента замыкания контактов называется временем срабатывания реле. Это время состоит из двух частей: времени трогания протекающего от момента замыкания выключателя распорядительной цепи до начала трогания контактов и времени передвижения контактов, или так называемого времени движения, зависящего в значительной степени от механических свойств подвижной системы. После выключения обмотки отпускание реле происходит не сразу, а требуется время для передвижения контактов в нерабочее состояние. Этот промежуток времени называется временем отпускания.
Контактная система реле РЛ-5Р состоит из двух спаренных подвижных и одного неподвижного контактов. Подвижные контакты укреплены на якоре электромагнита и перемещаются вместе с ним. Якорь представляет собой коромысло, которое имеет возможность поворачиваться на некоторый угол на призме остова. Контакты соединены с якорем посредством упругой контактной планки, что в значительной степени улучшает условия работы контактов, особенно при вибрации реле.
На якорь реле постоянно действует либо только усилие возвратной пружины, когда обмотка реле обесточена, либо усилие возвратной пружины и электромагнитное усилие, когда обмотка реле находится под напряжением.
Зависимость электромагнитного усилия от хода якоря называется тяговой или электромеханической характеристикой, а сопротивление, противодействующее усилию пружин – нагрузочной или механической характеристикой.
При движении якоря реле изменяется усилие, создаваемое электромагнитом (тяговое усилие), а усилие пружин противодействует ему.
При обесточенной обмотке свободный конец якоря и подвижная контактная планка занимают крайнее верхнее положение, причем контактная планка упирается в ограничитель. При подаче на обмотку реле напряжения, достаточного для его срабатывания, якорь займет крайнее нижнее положение и контакты замкнутся. 
Срабатывание реле наступает тогда, когда тяговое усилие электромагнита превышает усилие возвратной пружины.
Контактная система реле РЛ-5Р состоит из одной пары нормально разомкнутых контактов. Для подключения контактов к соответствующей исполнительной цепи используется клемма 1 и минус реле (масса). Якорь соединен с остовом реле посредством гибкого проводника.
В данной конструкции реле применены прижимные контакты, причем для обеспечения надежности контакта и определенного (минимального) переходного сопротивления необходимо определенное контактное давление, с которым контакты должны быть прижаты друг к другу.
При недостаточном контактном давлении система работает нечетко: при включении возможно отсутствие электрического контакта, повышается переходное сопротивление контактов, а это приводит к резкому возрастанию температуры контактов, чрезмерному их подгоранию и быстрому разрушению.
Кроме того, при малом контактном давлении наиболее вероятно размыкание электрической цепи в контактах при попадании) на них даже незначительного количества пыли или при неизбежном окислении контактов.
Для обеспечения необходимого контактного давления при замыкании контактов в реле предусмотрен дополнительный упругий прогиб планки подвижных контактов, который называется ходом сопровождения или дотягом контактов. Этот дотяг создается в случае, когда после замыкания контактов якорь имеет еще возможность передвигаться к сердечнику электромагнита. Движение якоря прекращается после его соприкосновения с сердечником.
Ход сопровождения наряду с созданием необходимого контактного давления обеспечивает еще и некоторое относительное скольжение подвижного контакта по неподвижному в направлении движения подвижного контакта. Это скольжение обеспечивает равномерное распределение подгара и самозачищение контактов от пыли, грязи и оксидной пленки.
Кроме контактного давления и хода сопровождения, наиболее важной является характеристика контактов, определяющая их способность разрывать электрическую цепь при различных комбинациях напряжения и тока.
Как было сказало выше, тяговое усилие электромагнита будет расти с ростом ампервитков и уменьшением воздушного зазора.
Ампервитки в реле РЛ-5Р будут зависеть от величины подводимого напряжения и от сопротивления обмотки электромагнита.
В процессе срабатывания реле напряжение питания и сопротивление обмотки остаются практически постоянными, а воздушный зазор уменьшается, что влечет за собой увеличение тягового усилия.
Таким образом, для срабатывания реле необходимо подать на обмотку такой ток, при котором тяговое усилие электромагнита будет больше суммарного противодействующего усилия. Этот ток называется током включения или срабатывания реле. Ток, при котором реле отключается, т. е. когда сумма усилий возвратной пружины и контактного давления превосходит тяговое усилие электромагнита и силу трения, носит название тока отключения или отпускания реле.
Величина тока включения и отключения будет меняться в зависимости от температуры обмоток (за счет изменения сопротивления обмоток). С увеличением температуры ток включения и отключения возрастает и, наоборот, с уменьшением температуры ток включения и отключения уменьшается.
Реле РЛ-5Р состоит из электромагнита и подвижной контактной системы.
Электромагнит состоит из следующих основных частей: остова 1, обмотки 15 и сердечника 16. Цепь магнитопровода в реле создается остовом 1, сердечником 16 и якорем 8.
Контактная система состоит из двух спаренных подвижных контактов 23, укрепленных с помощью двух заклепок на планке 22, неподвижного контакта 12, укрепленного на каркасе 14 и являющегося панелью для крепления контактной пластины, упора и токоведущих шинок.
Якорь 8 вместе с планкой 22 и подвижными контактами 23, а также возвратная пружина 6, укрепленная с одной стороны на якоре, а с другой навернутая на регулировочный винт 2, закрепленный с помощью гайки 3 и шайбы 4 ка угольнике 5, составляют подвижную систему.
Все основные детали электромагнита укреплены на остове 5. Остов является Г-образной штампованной деталью, выполненной из электромеханической стали марки Э. Эта сталь обладает тем свойством, что у нее практически отсутствует остаточный магнетизм. В основании остова имеются две полукруглые лапки, несколько приподнятые над плоскостью остова для установки реле на объекте. В центре лапок расположены отверстия с резьбой МЗ для крепления реле. В центре основания остова просверлено отверстие Ø4,5А3 для крепления сердечника 3.
На полке остова снизу приварен угольник 9. Приварка осуществляется точечной сваркой в четырех точках. Угольник 9, изготовленный из стали марки 10, в центре отогнутой части имеет отверстие ØЗА4, через которое проходит регулировочный винт 2.
Сбоку отогнутой части имеется углубление, в которое запаивается соединительный провод 7 марки ПЩ. Верхняя часть остова выполнена в виде призмы, на которой происходит поворот якоря 8.

Рисунок 3. Конструкция реле РЛ-5Р

Рисунок 3. Конструкция реле РЛ-5Р:
1 – остов; 2 – винт регулировочный; 3 – гайка; 4 – шайба стопорная; 5 – угольник; 6 – пружина возвратная; 7 – соединительный провод; 8 – якорь; 9 – заклепка; 10 – упор; 11 – ограничитель; 12 – контакт неподвижный; 13 – шинка контактная; 14 – каркас; 15 – обмотка; 16 – сердечник; 17 и 18 – пистоны; 19 – вывод; 20 и 21 – шинки; 22 – планка; 23 – контакты подвижные; 24 и 25 – пистоны. 

Для предохранения якоря от сползания в стороны призма расположена в углублении, а торец полки имеет выступы. Для уменьшения трения якоря о полку толщина ее в верхней части уменьшена на 0,5 мм по сравнению с толщиной средней части.
Для предохранения от коррозии поверхность остова кадмирована и подвергнута хроматной пассивации. Толщина кадмиевого покрытия составляет 5 – 8 мк. Места сварки на остове 8 и угольнике 9 покрыты защитным лаком.
Сердечник 3 крепится в остове 8 посредством развальцовки хвостовика, имеющего для этой цели отверстие Ø3,3А4, глубиной 3,5 мм.
Развальцованная часть сердечника покрывается лаком. Сердечник цилиндрической формы изготовлен из стали марки 10. Средняя часть сердечника имеет паз для фиксации каркаса 5. Для того, чтобы каркас не провертывался, сердечник по обе стороны от паза имеет прямую накатку 0,5X70°. Каркас 5 спрессован из пресспорошка марки ФКП-1 заодно с сердечником 3 и представляет собой катушку, на которую наматывается обмотка электромагнита из эмалированного провода винефлекс.

Рисунок 4. Конструкция электромагнита реле РЛ-5Р

Рисунок 4. Конструкция электромагнита реле РЛ-5Р:
1 – контактная шинка; 2 – контакт; 3 – сердечник; 4 – пистон, 5 – каркас; 6 – шинка; 7 – обмотка; 8 – остов; 2 – угольник; 10 – упор; 11 – ограничитель; 12 – пистон; 13 – вывод; 14 – этикетка.

К началу и концу обмотки припаяны выводы из изолированного оплеткой провода МГСЛ сечением 0,35 мм2. Сверху обмотка защищена лакошелком ЛШ-2. Под верхним слоем лакошелка помещена этикетка 14, на которой имеется эмблема завода-изготовителя, тип и порядковый номер реле.
Нижняя цилиндрическая щечка каркаса опирается на остов 5, а верхняя щечка прямоугольной формы является одновременно контактной панелью. В центре этой панели выступает часть сердечника 3 на 1,4 мм и имеет закругление с радиусом 0,5 мм. На панели со стороны остова имеется прямоугольный уступ, в который входит остов 8. С двух сторон от уступа расположены два отверстия ф 2,5А5, в которые вставляются пистоны 4, с помощью которых крепятся шинки 6. В эти же пистоны запаиваются выводы 13. Пистоны изготовлены из мягкой меди марки МЗ и для обеспечения качественной пайки выводов подвергнуты гальваническому лужению с толщиной покрытия 4 – 7 мк.
Шинки 6 прямоугольной формы со скруглениями по концам выполнены из полосовой латуни марки Л62М толщиной 0,5 мм.
С одного конца шинки имеется цилиндрическое отверстие 0 2,5А5 для прохода пистона 4 при креплении шинки к панели, а с другого конца – овальное отверстие длиной 3 мм и шириной 2 мм для закрепления монтажного провода, подсоединяемого к реле на объекте.
На панели со стороны, противоположной остову, расположены четыре отверстия, из которых два предназначены для крепления контактной шинки 1 и два для крепления ограничителя 11.

Рисунок 5.Якорь (узел) реле РЛ-5Р

Рисунок 5.Якорь (узел) реле РЛ-5Р:
1 – заклепка; 2 – планка; 3 – якорь; 4 – контакт.

Контактная шинка 1 выполнена из полосовой латуни Л62М толщиной 0,8 мм. С одной стороны шинки расположено отверстие диаметром 2,5 мм для крепления ее к панели с помощью пистона.
Для предохранения от привёртывания шинка фиксируется во втором отверстии панели посредством усика, образованного в результате вырубки прямоугольного отверстия в середине шинки. Отверстие вырубается с трех сторон, а четвертая сторона отгибается вниз в виде усика. С обратной стороны панели усик загибается.
К контактной шинке припоем ПСРМФ 71-28-1 припаян плоский серебряный контакт овальной формы с размерами 5X2,5X1. Контакт изготовлен из чистого серебра Ср99,9.
Поверхность его полируется до чистоты ▼▼6. После припайки контакта контактная шинка подвергается серебрению с толщиной покрытия 4 – 7 мк. Ограничитель 11 имеет Z-образную форму и выполнен из полосовой латуни Л62М толщиной 0,8 мм. С одной стороны ограничителя имеется отверстие Ø2,5А5 для крепления его к панели. Крепление осуществляется при помощи пистона. Для предохранения от привёртывания ограничитель имеет такой же усик, как и контактная шинка 1. Этот усик пропускается в отверстие панели и загибается. Усики загибают в сторону, противоположную обмотке 7, во избежание ее повреждения. С противоположной стороны ограничителя имеется отверстие диаметром 2,5 мм, в которое вставляется цилиндрический упор 10. Упор диаметром 5C5 изготовлен из латуни Л62М и имеет цилиндрический хвостовик, посредством которого упор расклепывается в отверстие ограничителя.
Для предохранения от коррозии ограничитель подвергнут гальваническому лужению с толщиной покрытия 4 – 7 мк.
Якорь состоит из собственно якоря 5, планки 2 и контакта 4. Якорь 3 отштампован из листовой электротехнической стали марки Э и для предохранения от коррозии и лучшей электропроводности подвержен гальваническому лужению с толщиной покрытия 4 – 7 мк с подслоем меди толщиной 8 – 12 мк. Якорь имеет овальную форму с отростком размером 3X3 мм, конец отростка закруглен. На расстоянии 1,5 мм от конца в отростке сделаны две выточки полукруглой формы глубиной 0,5 мм и шириной 0,6 мм для крепления возвратной пружины 6 и соединительного провода 7.
Для ограничения бокового перемещения якоря и фиксации его в полке остова 8 в нем сделаны две прямоугольные выемки глубиной 1,5 мм и шириной 1,5А4, в которые входят буртики остова. По оси якоря расположены два отверстия диаметром 1,ЗА5, через которые с помощью специальных заклепок 1 с цилиндрической закладной головкой приклепывается планка 2. С нижней стороны заклепка расклепывается впотай, после чего якорь шлифуется до чистоты поверхности ▼▼▼7.
Планка 2 изготовляется штамповкой из полосовой бронзы марки БрОФ твердая толщиной 0,3 мм, которая обладает хорошим пружинящим свойством, что очень важно для создания контактного давления.
Контактная планка несет на себе два контакта, закрепленные (приклепанные) в отверстиях диаметром 1А4. Односторонние сферические контакты изготовлены из чистого серебра марки Ср99,9, радиус сферы 1,5 мм высота контакта 0,8 мм. Два контакта, работающие на одну цепь, повышают надежность и, кроме того, позволяют уменьшить контактный зазор. Наличие фасонного отверстия на планке и прорезь между контактами дает возможность создания контактного давления каждым контактом в отдельности вне зависимости от другого контакта.
Для приклепки к якорю планка 2 имеет два отверстия диаметром 1,3А5, расположенные по оси планки. Планка имеет антикоррозийное покрытие в виде гальванического лужения с толщиной слоя 4 – 7 мк.
Якорь укрепляется на реле с помощью возвратной цилиндрической пружины 6, удерживающей его в положении, при котором контакты разомкнуты, при этом ход якоря в верхнее положение ограничен упором 10. Пружина 6 навита из проволоки марки ОВС Ø0,4 мм и имеет правую плотную навивку, состоящую из 41 витка. Диаметр пружины 3,4 мм, длина 22 мм. Для предохранения от коррозии пружина кадмирована с толщиной покрытия 5 – 8 мк. Верхний конец пружины имеет крючок, который входит в выточки отростка якоря и припаивается там вместе с соединительным проводом 7; второй конец соединительного провода припаян к угольнику 5. Три-четыре витка нижнего конца возвратной пружины навернуты на регулировочный винт 2 (МЗХ12), который с помощью гайки 3 крепится к угольнику 5. Для предохранения от отвертывания гайка 3 контрится стопорной шайбой 4, один конец которой упирается в угольник 5, а второй обжимает гайку 3.
Винт 2, гайка 3 и шайба 4 изготовлены из стали марки 10 и имеют гальваническое покрытие для предохранения от коррозии с последующей пассивацией.
Все места пайки на реле покрыты лаком АВ-4 Д/В с добавлением 10% красной эмали ДМ.
Головка винта 2 и наружная поверхность гайки 3 после окончательной регулировки покрываются клеем БФ-4 с добавлением 10% красной эмали ДМ. Шайба 4 предварительно должна быть обжата на гайку.

Содержание


Техническое описание реле РЛ-5Р
I. Назначение
II. Технические данные
III. Устройство и принцип действия
IV. Описание конструкции
V. Гарантия
Указания по эксплуатации и ремонту
I. Установка реле на самолет
II. Эксплуатация 13
III. Возможные неисправности реле и способы их устранения
IV. Ремонт реле
V. Указания по консервации, упаковке и хранению реле
Приложения 1. Перечень оборудования и приборов, необходимых для регулирования и полных испытаний реле РЛ-5Р после ремонта
Приложение 2. Перечень инструмента и вспомогательных материалов, необходимых для разборки и сборки реле РЛ-5Р

Метки: реле
Файл
Детали
  • Просмотров
  • 791
  • Загрузок
  • 22
  • Версия файла
  • DjVu+OCR
  • Размер файла
  • 582.6 Kb
Рейтинг

В этом разделе

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация