Циркуляр на реле ЭВ-180 и ЭВ-200

Противоаварийный циркуляр № Э-4/55 июнь 1955 г. О повышении надежности работы реле времени типов ЭВ-180 и  ЭВ-200
Противоаварийный циркуляр № Э-4/55 июнь 1955 г.
О повышении надежности работы реле времени типов ЭВ-180 и ЭВ-200







До настоящего времени продолжают повторяться случаи отказов и неправильного действия релейной защиты и устройств автоматики из-за дефектов и неисправностей реле времени типов ЭВ-180 и ЭВ-200.
У выпускавшихся ранее реле времени типов ЭВ-180 и ЭВ-200, большое количество которых «находится в эксплуатации, имеет место, помимо конструктивных недостатков, и некачественное изготовление отдельных деталей механизма реле.
Проверки реле времени перед установкой их в работу производятся же полно. Поэтому своевременно ее устраняются причины возможных отказов и неправильного действия реле.
В целях повышения надежности работы защит и устройств автоматики с реле времени типов ЭВ-180 и ЭВ-200
Техническое управление предлагает главным инженерам РУ и ЭК:
1. В двухмесячный срок пересмотреть имеющиеся инструкции по проверке реле времени ЭВ-180 и ЭВ-200, дополнив объем проверок в соответствии с прилагаемыми «Указаниями по устранению дефектов реле времени типов ЭВ-180 и ЭВ-200».
2. При первой плановой проверке защит и устройств автоматики с реле ЭВ-180 и ЭВ-200 проверку последних провести в полном объеме инструкции, дополненной в соответствии с настоящим циркуляром.

Зам. начальника Технического управления, главный электрик И. А. Сыромятников

Приложение к Противоаварийному циркуляру № Э-4/55
Указания по устранению дефектов реле времени типов ЭВ-180 и ЭВ-200

На основании опыта эксплуатации выявились следующие, наиболее часто встречаемые дефекты изготовления и неисправности в узлах реле типов ЭВ-180 и ЭВ-200.
1. В электромагнитном приводе: затирание штока и плохая развальцовка его.
2. В подвижной системе: недостаточная жесткость поводка, заводящего рабочую пружину, неправильное крепление и плохая пайка конца ведущей рабочей пружины к поводку, деформация ведущей пружины (перекос, слипание витков в заведенном положении).
3. В часовом механизме: несовпадение центров и перекос отверстий для подпятников, неправильная посадка или искривление пальцев анкерной скобы, плохая пайка пружинки храповика к штифту на анкерном колесе и наличие трещин на самой пружине, хрупкость пружины храповика Г-образной формы.
4. В контактной системе: неправильный навив токоподводящего канатика. Кроме этого, часто встречаются такие дефекты изготовления, как плохая обработка шестерен и трибок, наличие заусениц на зубьях шестерен и неодинаковый профиль зубьев.
Выявление дефектов и неисправностей в реле времени следует производить путем последовательной проверки каждого из узлов реле, исправность и сопряжение которых между собой определяют надежность работы реле в целом.
Поэтому в объем проверки отдельных узлов реле времени типов ЭВ-180 и ЭВ-200 должно входить следующее:

1. Электромагнитный привод

а) Осмотр развальцовки конца штока якоря, которой крепится шайба упора возвратной пружины 3 (см. фигуру). 
Якорь с плохой развальцовкой должен быть заменен или отремонтирован
б) Проверка отсутствия искривления штока якоря.
Для этого наносят карандашом метку на упорной шайбе якоря и несколько раз зажимают и отпускают якорь от руки, поворачивая его после каждого раза на небольшой угол, пока он не совершит полного оборота. При резком отпускании якоря он должен четко возвращаться в исходное положение.
Если шток искривлен или погнут, то в одном из положений якорь при отпускании не вернется в исходное положение или застопорится в момент нажатия его от руки.
Погнутый шток следует выправить на токарном станке или в ручной дрели.

2. Подвижная система

а) Проверка жесткости и надежности прилегания поводка 6 к возвратному упору. Латунный поводок толщиной менее 0,75 мм должен быть заменен на поводок толщиной 1,2– 1,5 мм.
Цилиндрический возвратный упор со стороны соприкосновения с поводком должен быть запилен на плоскость

Рисунок 1. Кинематическая схема реле времени ЭВ-180.

Кинематическая схема реле времени типа ЭВ-180.
1 – соленоид; 2 – цилиндр с кольцевой нарезкой; 3 –  возвратная пружина; 4 – ведущая пружина; 5 – трибка подвижной системы; 6 – поводок; 7 – ведущее колесо; 8 – подвижной контакт; 9 – анкерное колесо; 10 – анкерная скобка; 11– храповое колесо; 12 – храповая пружинка; 13 – трибка часового механизма; 14 –  балансир; 15 – шкала; 16 – проскальзывающий неподвижный контакт; 17 –  упорный неподвижный контакт; 18 –  упор; 19 – конденсатор; 20 –  искрогасительное сопротивление; 21 –  дополнительный нерегулируемый контакт; 22 –  эксцентрик; 23 –  добавочное сопротивление; 24 –  мгновенный контакт.

Необходимо убедиться в невозможности заскакивания доводка за упор при возврате реле в исходное положение.
б) Проверка часовой отверткой надежности затяжки стопорных винтов втулки ведущей пружины 4.
в) Проверка крепления и качества пайки конца ведущей пружины к поводку.
При правильном креплении загнутый конец пружины должен быть продет через специальное отверстие в поводке, облужен и затем припаян.
Во всех реле, имеющих крепление пружины к поводку без продевания в специальное отверстие, необходимо просверлить отверстие диаметром 1,8 мм в поводке и выполнить крепление пружины указанным выше способом.
г) У реле, пружина которых работает на закручивание, необходимо проверить, не слипаются ли ее витки в конце хода подвижной системы, что приводит к замедлению хода и ослаблению нажатия контактов в конце шкалы. Пружину со слипающимися витками следует переставить на раскручивание, если ее диаметр не более 20 – 22 мм, либо заменить на другую, не имеющую слипающихся соседних витков.
д) Проверка зазора между поводком и плато реле при полностью втянутом якоре. Этот зазор должен быть не менее 5 – 7 мм. При минимальной уставке по шкале между возвратным упором и поводком зазор должен быть не менее 3 мм.

3. Осмотр и проверка работы часового механизма

Как правило, запрещается нарушать заводскую регулировку часового механизма. Прибегать к снятию и разборке часового механизма следует лишь в крайних случаях при его явной неисправности или сильном загрязнении и при отсутствии возможности заменить реле времени или часовой механизм полностью.
Осмотр и проверку работы часового механизма реле производят особо внимательно и тщательно в следующем порядке:
а) Прослушивают ход часового механизма при нажатии рукой на якорь.
Если при прослушивании не обнаруживается срывов и перебоев или ускорения и замедления хода подвижной системы, следует здесь же проверить совместный ход и возврат часового механизма и подвижной системы как при резком толчке, так и при плавном нажатии якоря от руки. Проделывая это несколько раз, надлежит проследить за плавной, без перебоев, работой часового механизма.
Для проверки возврата реле надо отпускать якорь рукой. При этом реле должно надежно, без заеданий и остановок возвращаться в исходное положение до упора. То же следует проделать при отпускании якоря толчком.
При новом включении такая проверка производится при установи неподвижного контакта в крайнее правое положение по шкале, а плановых проверках – при рабочей уставке.
На реле, имеющих проскальзывающий контакт, при положении проскальзывающего контакта в начале шкалы, на уставках 0,5 – 1 сек., при плавном отпускании якоря от руки возврат может быть вялым, что допускается для обеспечения надежности проскальзывающего контакта.
Однако при отпускании якоря толчком подвижная система должна четко возвращаться до упора при любом положении проскальзывающего контакта по шкале.
б) Тщательно осматривают и проверяют состояние всех деталей часового механизма, обращая особое внимание на качество и обработку деталей, на отсутствие заусениц на анкерном колесе 9, на правильность профиля и одинаковый размер зубьев од анкерном и ведущем колесах, на отсутствие кривых шпилек на анкерной скобке 10, слабых или деформированных храповых пружинок 12, чрезмерного люфта анкерной скобки, на отсутствие трещин на бронзовой пружинке храповика и эксцентричности храпового колеса.
Установка реле с такими дефектами не допускается. Все дефектные детали должны быть обязательно заменены квалифицированным механиком в мастерской (лаборатории).
в) Проверяют правильность выполнения и надежность сцепления собачки или пружинки 12 с храповым колесом 11.
Для надежного сцепления собачки с храповым колесом необходимо, чтобы:
при отведении конца пружинки собачка под действием своего веса свободно вращалась на штифте;
при отведении собачки от храповика рукой в нормальных пределах собачка под действием пружинки резко и четко возвращалась на место;
при медленном поворачивании храповика собачка четко скользила по зубьям храпового колеса.
Нажим собачки на храповое колесо не должен мешать свободному (мгновенному) возврату якоря реле в исходное положение.
В случае загрязнения зубья храпового колеса очищаются промывкой в бензине.
В реле с плоской бронзовой пружинкой необходимо путем тщательного осмотра убедиться в отсутствии на этой пружинке трещин.
Запрещается применение пружинок с припаянным зацепляющим выступом.
Для надежного сцепления плоской пружинки с храповым колесом необходимо, чтобы пружинка, отведенная от руки на 1,5 -2 мм, четко возвращалась на место. На большее расстояние отведать пружинку нельзя из-за возможности ее деформации.
При медленном поворачивании храпового колеса пружинка должна четко следовать за зубьями храпового колеса.
При нечетком сцеплении пружинки с храповым колесом, приводящим к расцеплению храпового колеса с анкерным колесом, необходимо усилить нажим пружинки на храповое колесо посредством правки пружинки пинцетом. Нажим пружинки на храповое колесо не должен мешать свободному (мгновенному) возврату якоря в исходное положение.
г) Проверяют и регулируют равномерность и глубину захвата анкерной скобой зубьев анкерного колеса по всей окружности.
При проскакивании более одного зуба или застопоривании анкерной скобки надо отрегулировать глубину зацепления нижним подпятником анкерной скобки, который имеет эксцентричное отверстие для оси, как и верхний подпятник.
Нормально горизонтальный люфт анкерной скобки в нижнем подпятнике должен быть не более 0,2– 0,3 мм. Вертикальный люфт осей часового механизма не должен превышать 0,5 мм.
Регулировка стальных шпилек анкерной скобки должна производиться таким образом, чтобы ширина захвата не отличалась от заводской, равной 8,5 зуба.
д) После замены или ремонта дефектных деталей необходимо промыть часовой механизм бензином в стеклянной или фарфоровой ванночке при помощи мягкой волосяной кисти. Применение для этой цели тряпок, ваты и т. п. не допускается.
После промывки часовой механизм вновь осматривается и просушивается на чистом стекле.
Смазка часового механизма каким-либо маслом воспрещается.

4. Контактная система реле

а) Осмотр всех контактов. Грязные, закопченные и подгоревшие контакты зачищаются мелким надфилем.
Промывка контактов какими-либо составами запрещается. Не допускается также чистка контактов крокусом или наждачным полотном.
б) Токоподводящий канатик (или спиральная пружинка) к подвижному контакту не должен касаться корпуса. Для улучшения работы реле канатик следует перепаять так, чтобы он раскручивался при работе реле. При этом нужно проверить надежность возврата реле в исходное положение.
Проверка работы часового механизма, привода, подвижной системы производится двадцатикратным включением реле: 10 раз на напряжение, равное 110% номинального, и 10 раз на пониженное, равное 80% номинального. При этом реле должно работать четко, без срывов и заеданий.

Зам. главного инженера ОРГРЭС А. Мальц
Составлено электроцехом ОРГРЭС

Сканы циркуляра предоставил Sm@rt участник форума Советы бывалого релейщика

Файл
Детали
  • Просмотров
  • 1859
  • Загрузок
  • 62
  • Размер файла
  • 170.86 Kb
Рейтинг

В этом разделе

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация