Железнодорожные реле » МТР-2
Маршрутно-термическое реле МТР-2 1956 г.в. производства Ленинградского электротехнического завода
 

Маршрутное термическое реле типа МТР-2

Назначение

Маршрутно-электротепловое реле типа МТР-2 применяется в устройствах электрической централизации для искусственного размыкания схемы маршрута, а также для получения выдержки времени на замыкание или размыкание электрической цепи в автоблокировке.

Маршрутно-термическое реле МТР-2 1956 г.в. производства Ленинградского электротехнического завода

Разработчик: ?
Производители: Ленинградский электротехнический завод (ЛЭТЗ) 
В каком году реле МТР-2 было освоено в производстве, неизвестно. Реле МТР-2 пришло на смену реле маршрутно-термическому МТР-1, которое согласно [3] уже выпускалось ЛЭТЗ в 1940 году,
еще до начала Великой Отечественной Войны.
В каком году реле МТР-2 сняли с производства, тоже пока неизвестно.

Аппаратура (техника), в которой применялось реле

-

Конструкция и принцип действия

Для работы реле, а также для нагрева исполнительной системы, переключающей контакты, используется тепло, выделяемое электрическим током. 
Исполнительная система реле изготовляется из биметалла марки ТБ-3. 
В маршрутно-электротепловом реле МТР-2 применена температурная компенсация (см. рисунок 2). Длина пластин выбрана из расчета компенсации одной пластины изгибом другой в противоположную сторону.

Рисунок 1. Конструкция маршрутного термического реле МТР-2

Рисунок 1. Конструкция маршрутного термического реле МТР-2:
1 – плата; 2 – цоколь; 3 – пломбировочная гайка; 4 – пружинный угольник; 5 – регулировочный винт; 6 – контактный стержень; 7 – упорный угольник, 8 – упорная пластина; 9 – неподвижный замыкающий контакт; 10 – подвижный замыкающий контакт; 11 – кронштейн нагревательного элемента; 12 – нагревающая обмотка; 13 – подвижный размыкающий контакт; 14 – неподвижный размыкающий контакт; 15 – рабочая пластина; 16 – кожух; 17 – винт; 18 – компенсирующая пластина; 19 – держатель; 20 – стержень контактный.

При таких изгибах под влиянием окружающей температуры конец пружины, несущей контакт, не испытывает перемещение в направлении изменения междуконтактного расстояния.
Перемещение подвижного контакта осуществляется за счет изгиба пластины под действием тепла, выделяемого нагревающей обмоткой.
Реле МТР-2 имеет контактную систему, состоящую из одного контакта на размыкание и одного на замыкание. Контакты изготовлены из серебра и имеют малое переходное сопротивление.
Все металлические детали реле (за исключением биметаллических пластин) имеют цинковое или никелевое антикоррозийное покрытие. Реле нормально работают при температуре от -25 до +40 °С.
Маршрутно-термическое реле МТР-2 состоит из трех основных узлов: подвижного контакта с нагревательным элементом, неподвижных размыкающего и замыкающего контактов.
Указанные узлы - установлены на изоляционной плате (изготовитель Люберецкий завод пластмасс ЦУМЗ МПС) и укреплены контактными стержнями, резьбовая часть которых выступает над платой.

Рисунок 2. Схема температурной компенсации, примененной в маршрутном термическом реле МТР-2

Рисунок 2. Схема температурной компенсации, примененной в маршрутном термическом реле МТР-2

Для присоединения монтажных проводов контактные стержни снабжены гайками и шайбами. Подвижная контактная система состоит из двух пластин биметалла. Одна пластина 15 является рабочей, другая 18 - компенсирующей. Свободный конец компенсирующей пластины при помощи держателя 19 закреплен в головке контактного стержня 20.
К свободному концу рабочей пластины прикреплена подвижная контактная система. Она состоит из размыкающего подвижного контакта 13 и замыкающего подвижного контакта 10, имеющего на специальном кронштейне 11 нагревающую обмотку 12.
Неподвижный замыкающий контакт 9, состоящий из контактной пружины с серебряной наклепкой, собран вместе с упорной пластиной 8, упорным угольником 7 и пружинным угольником 4. Крепится неподвижный замыкающий контакт к плате головкой контактного стержня 6, последний закрывается пломбировочным стержнем.
Неподвижный размыкающий контакт 14 состоит из контактной пружины, упорной пластины 8 и регулирующего винта 17.

Рисунок 3. Схема расположения выводов маршрутного термического реле МТР-2

Рисунок 3. Схема расположения выводов маршрутного термического реле МТР-2

Контактная система реле МТР-2 закрывается стеклянным кожухом 16 и цоколем 2. Длярегулировки уставки времени срабатывания, которая осуществляется изменением расстояния между подвижным и замыкающим контактами, реле снабжено регулировочным винтом 5, ввернутым в контактный стержень 6; отрегулированное положение фиксируется винтом.
Обмотка нагревающего элемента изолирована от биметаллической пластины и изготовлена из нихромовой проволоки диаметром 0,2 мм.
Реле МТР-2 опломбировано заводской печатью; регулировочный винт закрывается пломбировочным стержнем и пломбируется.
Стеклянный кожух предохраняет реле от попадания в него пыли и позволяет осматривать внутренние части механизма.

Краткие технические характеристики

Входные параметры:
Номинальное напряжение питания нагревател: 12 В постоянного тока
Выходные параметры:
Ток коммутируемый контактами: 0,2 А
Номинальное рабочее напряжение контактов: 24 В
Габариты: 165 х 105 мм (В х Д)
Вес:
не более 0,5 кг

Дополнительная информация (источники информации)

1. Аппараты низкого напряжения. Реле железнодорожного транспорта. Сводный каталог 2. М.: Цинтиэлектропром, 1962 >>скачать
2. Реле СЦБ и их ремонт. В. М. Муравин. М.: Трансжелдориздат, 1954
3. Реле, трансформаторы, выпрямители СЦБ и их испытание. А. М. Брылеев.М.: Трансжелдориздат, 1940

Все права сохранены © Музей РЗА

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!