Телефонные реле компании Эрикссон (Ericsson)

Телефонные реле компании Эрикссон (Ericsson)

Эрикссон крупная Шведская компания, которая во всем мире известна как производитель телекоммуникационного оборудования. Головной офис компании находится в Стокгольме.
Год основания компании 1876.
31 декабря 1897 года Эрикссон (Ericsson) основали на Васильевском острове, в Петербурге, первую телефонную фабрику, которая со временем выросла в крупное производство Эриксон и Ко, и после великой октябрьской революции 1917 года была национализирована и стала именоваться заводом Красная заря.
Шведы тщательно охраняли свои секреты, и до 1917 года завод в Петербурге выпускал только готовые изделия из запчастей, в том числе и реле, которые привозились из заграницы.
Ниже даны описание и изображения некоторых типов реле производства компании Эрикссон (Ericsson), к сожалению, в источнике информации не даны даты производства и не обозначены типы реле, поэтому это пока остается загадкой для меня.

Реле пружинного типа фирмы Эрикссон (Ericsson) ста¬рого образца. Это реле имеется на всех ручных стан-циях разных систем Эрикссона (Ericsson) (Москва, Киев, Баку и др.). Характерные особенности этого реле (рисунок 1) следующие. На пяточном конце сердечника реле надета металлическая, а против якоря - фибровая шайба. Таким образом, заготовляется катушка для наматывания обмотки. Концы обмотки припаиваются к отдельным паечным пружинам, укрепленным вместе с контактными пружинами реле. Готовая катушка укрепляется на задней стороне ярма при помощи гайки. Обычно ярмо имеет двойную ширину для двух катушек, которые могут принадлежать двум отдельным реле или одному реле. Якорю придана форма угольника, верхняя часть (параллельная ярму) которого имеет большой внутренний вырез для уменьшения веса, передняя часть якоря делается в виде треугольника или кружка. На передней части якоря укреплен латунный мостик, на выступе которого привинчивается регулировочный винт. В углу загиба якоря сделано отверстие для прохода спиральной пружины. Один конец этой пружины надевается на крючок, заделанный в ярме, а другой ее конец надевается на головку регулировочного винта. Благодаря натяжению этой спирали якорь оттягивается от сердечника и, вместе с тем, укрепляется к ярму. При ввинчивании или развенчивании регулирующего винта увеличивается или уменьшается натяжение спирали, благодаря чему увеличивается или уменьшается сопротивление якоря притяжению сердечника.

Рисунок 1. Реле пружинного типа фирмы Эрикссон (Ericsson) старого типа.

Рисунок 1. Реле пружинного типа фирмы Эрикссон (Ericsson) старого типа.

Междужелезное пространство между якорем и сердечником обычно не регулируется, но оно может быть изменено увеличением или уменьшением угла угольника якоря. Против сердечника к якорю приклепан медный штифтик, мешающий прилипанию якоря к сердечнику. При притяжении якоря на контактные пружины давят костяные столбики, укрепленные на верхней части якоря против пружины. Такие костяные столбики укрепляются и на пружинах в случае наличия двойных контактов в одной группе пружин. Контактные пружины прикрепляются к ярму при помощи двух винтов, которые друг от друга изолируются слюдяными и эбонитовыми прокладками. Число групп пружин составляет только 1 или 2 на одно реле (сердечник), а число пружин в группе может быть установлено не больше 5. Пружины нейзильберные, контакты серебряные. С задней стороны реле к ярму укрепляется железная пластина 6 соответствующими вырезами для пропуска паечных концов пружин, а также нарезанных концов сердечников. Концы сердечников служат для укрепления реле к раме или стативу. Реле закрывается тонким железным листовым чехлом под одним чехлом могут быть установлены два реле.
На рисунке 2 показано двойное (двухкатушечное) реле фирмы Эрикссон (Ericsson) с общим основанием и общим железным чехлом.
Когда одно реле имеет два сердечника, то якорь делается шире и покрывает оба сердечника. Имеются реле с облегченным якорем, в котором просверлено много отверстий.

Рисунок 2. Двойное реле пружинного типа фирмы Эрикссон (Ericsson) с общим основанием и общим железным чехлом.



Рисунок 2. Двойное реле пружинного типа фирмы Эрикссон (Ericsson) с общим основанием и общим железным чехлом.

[page]

Реле пружинного типа нового образца фирмы Эрикссон (Ericsson). На рисунке 3 показаны реле и детали нового типа реле фирмы Эрикссон (Ericsson), примененные на автоматических станциях. Это реле существенно отличается от старого типа реле и имеет намоточный габарит на 25% больше, чем у реле старого типа.
Катушка реле нового типа составляется из железного сердечника, опрессованного редманолом, причем на задней щечке пяточного конца сердечника предусмотрены два конических желобка, для обоих концов обмотки. Второе отличие заключается в наличии отдельной группы изолированных пружин, служащих паечными концами обмотки. Таким образом, в новом типе реле можно отделить катушку реле вместе с ее концами, не трогая контактных пружин. Третье отличие состоит в том, что группы пружин представляют собою отдельные комплекты, могущие быть укрепленными на ярме отдельным винтом. Такое устройство групп пружин дает возможность легко заменять полный комплект пружин другим. Четвертое отличие - это сборный якорь; он состоит из двух скрепленных частей - вертикальной части из железа и горизон-тальной в виде параллелограмма (параллельного ярму) из латуни, который называется мостиком. На передней части мостика в два его выступа ввинчивается регулирующий винт. На ярме против середины якоря укреплен крючок, на который надевается один конец спирали; другой конец этой спирали свободно укрепляется на регулирующем винте. При ввинчивании или развенчивании этого винта увеличивается или уменьшается натяжение пружины, вследствие чего увеличивается или уменьшается противодействие якоря притяжению сердечника. В одну из сторон мостика ввинчивается насквозь маленький винт, который отдаляет (при ввинчивании) верхнюю часть якоря от ярма, приближая тем самым якорь к сердечнику. Таким образом, этот винт дает возможность регулировать расстояние между якорем и сердечником, что является необходимым условием для всех реле, применяемых в автоматической системе. Якорь давит на пружины при помощи шестигранной головки регулируемого винта (обычно называемого просто шестигранником), входящего в мостик против пружин, причем головка этого винта с верхней стороны изолирована. Обычно на один сердечник приходятся две группы контактных пружин и один ряд пружин паечных концов обмотки реле. Число пружин в одной группе не больше 5. Общее число пружин на одно реле 10, и то только при известных комбинациях пружин. Например, если по схеме требуются три переключающих контакта, т. е. 3 х 3 пружины, то необходимое количество пружин может быть установлено за счет двух групп (два столбика по три пружины одного реле) и одной группы другого, соседнего, реле, которое в таком случае будет иметь только одну группу пружин. Якорь первого реле должен иметь расширенный в конце мостик с тремя давящими винтами. При большом числе пружин у реле с одним сердечником его катушка укрепляется в середине ярма, якорь его имеет широкий мостик с четырьмя давящими винтами. Большинство реле нового типа двойные, т. е. два реле имеют общее ярмо и общий чехол снаружи, но имеются также три реле под общим чехлом с общим ярмом (основанием). Толщина пружин от 0,35 до 0,45 мм, длина 35 - 40 мм, считая от места закрепления до контакта, и ширина 6 мм.
Пружины в группах в нормальном их положении находятся на расстоянии 1,5 мм друг от друга и отделяются одна от другой вместе их закрепления изоляционными прокладками из редманола. Для сохранения между контактами пружин определенных расстояний и для удобства регулировки контактных групп на расстоянии 15 мм от контактов располагаются упоры из изоляционного материала.

Рисунок 3. Реле пружинного типа фирмы Эрикссон (Ericsson) нового образца и его детали.

Рисунок 3. Реле пружинного типа фирмы Эрикссон (Ericsson) нового образца и его детали.

Дифференциальное реле фирмы Эрикссон (Ericsson) показано на рисунке 4, у этого типа реле якорь колеблется между двумя отдельными сердечниками.

Рисунок 4. Дифференциальное реле Эрикссона (Ericsson) с якорем, колеблющимся между двумя отдельными сердечниками.

Рисунок 4. Дифференциальное реле Эрикссона (Ericsson) с якорем, колеблющимся между двумя отдельными сердечниками.

[page]

На рисунке 5 дан эскиз реле выдержки времени (реле времени) фирмы Эрикссон (Ericsson), примененного на первых АТС в СССР. Оно состоит из двух катушек и двух якорей, т. е. представляет собою двойное реле. Одно I из этих реле включается в цепь часов или импульсной машины и получает импульс через определенное время (например, каждые 1/2 минуты). Якорь этого реле соединен зубом 1, который зацепляется с зубцами зубчатого колеса. Другое реле II включается в испытуемую цепь. Якорь этого реле на конце имеет дугу из проволоки 2, которая входит между зубцами зубчатого колеса, когда реле II находится под током, препятствуя возвращению колеса в начальное положение. Когда реле II без тока, зуб 1 якоря реле I под действием полученных импульсов будет поворачивать колесо на один зубец, однако, по прекращении импульса колесо, ничем не удерживаемое, под действием пружины вновь возвратится в нормальное положение.
Под действием каждого импульса тока, поступающего в реле I, якорь последнего будет вращать зубчатое колесо на один зубец, пока колесо не будет задержано упором, установленным на нем. При вращении зубчатого колеса этот упор подходит под валик 4, расположенный под группами пружин 5 (одна - на замыкание, другая - на размыкание), и приподнимает его, при этом одна группа пружин замыкается, а другая размыкается, разрывая цепь реле II, якорь которого отпадет и освободит зубчатое колесо, вследствие этого последнее сразу возвращается в нормальное положение, выполняя этим требование быстрого возвращения. Продолжительность замыкания контактов и посылка импульсов могут регулиро-ваться установкой упора в соответствующем месте.

Рисунок 5. Реле времени фирмы Эрикссон (Ericsson).

Рисунок 5. Реле времени фирмы Эрикссон (Ericsson).

До 1932 г. на автоматических станциях с машинным приводом завод «Красная заря» применял механическое реле времени Эрикссона (Ericsson) (рисунок 6). Это реле имеет якорь в виде угольника, на одном конце которого укреплено зубчатое колесо. По обеим сторонам этого колеса находятся шайбы, вращающиеся благодаря трению вместе с зубчатым колесом. Шайбы имеют по пальцу: один палец ограничивает вращение шайбы в одну сторону, другой - в другую; кроме того последний производит переключение пружин. Реле имеет две пары пружин, которые нормально разомкнуты упором; как только в обмотку реле поступит ток, якорь притянется, колесо его сцепится с шестерней машинного привода, и произойдет замы-кание контактов нижних пружин группы. Колесо начнет вращаться и благодаря трению увлечет за собою шайбы, пока палец одной из них не сцепится с собачкой на нижней пружине; последняя при этом разомкнет контакт; одновременно разомкнутся верхние контакты группы. При размыкании контактов ток в реле пре-кратится, последнее отпустит якорь и нарушит сцепление колес. Под действием спиральной пружины шайбы повернутся в обратную сторону, пока позволит второй упор. Сопротивление обмотки реле 500 Ом.

Рисунок 6. Механическое реле времени фирмы Эрикссон (Ericsson).

Рисунок 6. Механическое реле времени фирмы Эрикссон (Ericsson).

Источники:
1. История Ленинградского научно-производственного объединения Красная заря. Автор Е.П. Хабло. Л.: Лениздат, 1983
2. Телефонные реле их конструкция и расчет. Автор Профессор Г.П. Матов. Л.: Госэнергоиздат, 1934

Все права сохранены © Музей РЗА

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!